Задержку речевого развития ребёнка специалист может ставить (диагностировать) уже с 3-4 лет. Причин, по которым ребёнок отстаёт от нормы много. Вся коррекционная работа, которая направлена на преодоление задержки речевого развития, должна вестись разными специалистами: психологами, педагогами, медиками. Только при слаженном взаимодействии всех профессионалов, можно говорить о положительном конечном результате.
Значительную роль при работе с детьми с патологией речи отводится на логокоррекцию. Опытный логопед с помощью специальных методов и приёмов обследует ребёнка с ЗРР и планирует свою дальнейшую работу. В состав этой работы, как правило, входит и специальный логомассаж, так как логопедический массаж при ЗРР – это эффективное средство в борьбе с недугом.
Основные понятия и требования к проведению логопедического массажа
Качественный логопедический массаж при задержке речевого развития даёт отличный результат по устранению речевого нарушения. Количество сеансов рассчитывается индивидуально для каждого ребёнка с ЗРР.
Сеансы в основном должны проводятся ежедневно.
Для того, чтобы специалист мог делать данную процедуру ребёнку, ему необходимо пройти специальное обучение – медицинские курсы, при этом детально изучить анатомию и физиологию детского организма, во избежание нанесения ему травм.
Важно! Строго запрещается специалисту делать массаж, имея украшения на руках или поражённые кожные покровы. Ногти должны быть острижены, руки чистые и тёплые.
Разновидности массажа рекомендованных при ЗРР
На практике используется два вида массажа:
Способствует нормальной работе тонуса мышечной мускулатуры и улучшает работу мышц артикуляционного аппарата. |
Позволяет с помощью определённого воздействия на отдел воротниковой зоны, насытить кислородом и усилить кровообращение в той зоне коры головного мозга, которая отвечает непосредственно за речь. |
Противопоказания к применению
Запрещается проводить процедуру, если наблюдается один из ниже перечисленных диагнозов:
- острые инфекционные заболевания;
- повышение температуры, озноб;
- инфекционные заболевания кожных покровов (герпесы, язвы, дерматиты);
- лимфаденит (воспаление лимфатических узлов);
- инфекционные болезни глаз (конъюнктивиты);
- инфекции полости рта (стоматиты, гингивиты);
- повышенное / пониженное артериальное давление.
Инструменты в работе логопеда
Во время проведения процедуры специалист может использовать следующие инструменты для логопедического массажа:
- профессиональные вибромассажёры;
- массажные зонды;
- руки.
Какую бы технологию и рабочий инструмент не выбрал логопед, одним из первых и самых главных аспектов в работе специалиста – это умение найти контакт с ребёнком, расслабить его.
Место проведения массажа
Ряд требований предъявляется и к кабинету, для проведения процедуры. Он должен быть оснащён всем необходимым: детские игрушки, кушетка, табурет и кресло для работы.
Если же процедуры проводятся в больнице, то из кабинета стоит убрать те вещи, которые могут напугать малыша (медицинские инструменты, наглядные пособия и материалы).
В кабинете для проведения процедур всегда должна быть комфортная температура.
Технология проведения логопедического массажа лица
При логокоррекционной работе с детьми логопатами наряду с традиционными формами, приёмами используется и логопедический массаж лица. Классический массаж детям с задержкой речи проводится руками. При поведении используются четыре основные приёма:
- поглаживание,
- растирание,
- разминание,
- вибрация.
Его выполнение состоит из проведения манипуляций на разных участках лица:
- лоб,
- щёки,
- нос,
- рот,
- подбородок.
Каждое движение повторяется по 8-10 раз.
Массаж лба
Производится следующим образом:
От середины лба к височной части. |
От бровей к верхней части лба. |
От бровей к верхней части лба. |
Массаж щёк
Следующим этапом будет массирование щёк. В ходе выполнения используют разминающие и растягивающие движения. Производят их от уголков рта вверх к вискам по направление расположения мышц щёк. После переходят к лёгкому поглаживанию от скул до низа челюсти.
Массаж носа
Массаж носа выполняют поглаживающими, растягивающими и вибрационными движениями по крыльях носа. Дальше переходят на лёгкие поглаживания носогубной складки от крыльев носа к углам рта.
Массаж рта
На следующем этапе специалист делает массаж рта. Для этого поглаживают и растягивают кожу с середины верхней губы, плавно переходя к углам рта. Для нижней губы проводятся аналогичные действия. Тип движения – поглаживающий, растирающий и вибрационный.
Массаж подбородка
Завершается процедура массированием подбородка. Для этого используют технологии поглаживание и разминание движениями от подбородка к углу рта. Тип движения – поглаживающий и разминающий.
Качественно проведённая процедура – это преодоление больной ступени на пути к преодолению патологии речи.
Массаж воротниковой зоны ребёнку при ЗРР
Учёными давно доказана взаимосвязь между воротниковым отделом и функцией коммуникации (речевая функция). Шейно-воротниковый отдел – это не только шея, он состоит из многих других составляющих, а именно:
- область шейных позвонков,
- задней части шеи,
- верхние мышцы плечевого пояса,
- боковая поверхность шеи,
- надключичные ямки.
Зная строение воротниковой зоны и механизмы воздействия, при правильной технологии проведения манипуляций можно получить хороший результат. Именно данный вид процедуры способствует приближению к норме речевых навыков и обеспечивает полноценное функционирование нервной системы. Массаж ребёнку при ЗРР нужно делать для того, чтобы стимулировать непосредственно речевые зоны мозга.
Задержка речи – массаж воротниковой зоны, технология его выполнения
Как только ребенок полностью расслабится и мастер убедиться в удовлетворительном состоянии, после этого можно начинать массаж воротниковой зоны при ЗРР.
Его кладут на кушетку спиной вверх, руки вытягивают вдоль туловища. Детям с ЗРР, у которых есть сколиоз, поворачивают голову в противоположную сторону по отношению к искривлению.
Далее выполняются манипуляции, описанные ниже в таблице.
Лёгкое поглаживание сверху вниз | Не затрагивая область позвоночника. |
Не затрагивая область позвоночника.Давление усиливается. | |
Активно массируется трапециевидная мышца. | |
Активно массируется трапециевидная мышца. | |
Прорабатывается верхняя часть спины и плечевые суставы. |
Начинают первые сеансы с 15 минут, а в дальнейшем наращивают время до 25 минут. При его правильном проведении малыш не должен ощущать боли. Поэтому массаж при ЗРР воротниковой зоны стоит оградить от сильных растираний и разминания, чтобы избежать боли в шейном сегменте.
Важно! Массаж при задержке речи ребёнку сопровождается разговором логопеда с малышом, при этом важно использовать каждую минутку и побуждать ребёнка к разговору и развитию навыков коммуникации.
Курс массажа
Для получения хорошего результата специалист назначает целый курс массажа воротниковой зоны при ЗРР. Это минимум 20 сеансов и возможно еще увеличение их количества. Через 1,5 – 2 месяца это курс можно повторить.
Положительная динамика заметна уже после несколько проведённых процедур. Так, дети с ЗРР, у которых присущи признаки гиперактивности, после проведения процедуры стают более спокойными, улучшается их общее самочувствие. Данный вид процедуры поможет ребёнку с ЗРР быстрее не только справиться с нарушениями речи, а ещё и улучшить его физическое развитие.
Видео
025
Воротниковый массаж для детей: техника массажа шейно-воротниковой зоны ребенку на видео, противопоказания, отзывы
Воротниковый массаж для детей назначается, если в шейном отделе имеются застойные явления, ребенок часто жалуется на головную боль и усталость. Регулярная, технически правильно проведенная процедура поможет снять неприятные симптомы переутомления, а также препятствует развитию сколиоза.
Где находится воротниковая зона?
Воротниковой зоной называется область, которая включает в себя:
- Область шейных позвонков;
- Задняя часть шеи;
- Верхние мышцы плечевого пояса;
- Боковая поверхность шеи;
- Надключичные ямки.
Основная цель при проведении такого массажа – добиться расслабления всех мышц и воздействовать на нервные точки данной области, которые напрямую связаны с различными органами и сосудами. Квалифицированное воздействие на рецепторы используется при лечении многих заболеваний, в том числе и у детей.
Показания к проведению
Массаж этой зоны положительно влияет на нервную систему, работу головного мозга, гормональный фон.
Последнее особенно важно для подростков, у которых наблюдаются проблемы из-за нестабильности гормонов. Массаж в данном случае применяется как вспомогательный метод исправления проблемы. Также через рецепторы данной области можно воздействовать на сердечно сосудистую систему, легкие и желудок.
Показаниями к проведению подобного массажа у детей является:
Кроме того, массаж делается для укрепления мышц, а также для снятия напряжения и переутомления. Положительно воздействует процедура на суставы шеи, спины и плеч. Есть позитивные результаты и при таком диагнозе, как умственная отсталость. Сеансы массажа способствую улучшению циркуляции крови.
При ЗРР
Задержка речевого развития – это заболевание, при котором ребенок медленнее осваивает умение говорить.
Обычно такой диагноз ставят в 3–4 года – это может быть связано как с индивидуальными особенностями развития, так и с некоторыми проблемами в физическом и психическом здоровье. Массаж при ЗРР помогает активировать необходимые рецепторы мозга, которые связаны напрямую с речью ребенка. Также оказывается положительное рефлекторное воздействие на мышцы речевого аппарата.
При нарушении осанки
При нарушении осанки воротниковый массаж дает следующий результат:
- Укрепляет мышечный скелет, который отвечает за удержание позвоночного столба в правильном положении.
- Нормализует тонус мышц,
- Снижает усталость и боль в мышцах после долгого периода сидячей работы.
При нарушениях осанки врачи рекомендуют делать массаж ребенку дома или в лечебном учреждении – это зависит от тяжести и явности искривления. Чем тяжелее состояние, тем более профессиональный подход необходим процедуре.
Техника
Техника массажа воротниковой зоны отличается простотой, но в то же время предпочтительно предоставить эту процедуру профессионалу.
Ребенок во время массажа должен лечь на живот на твердую поверхность, руки вытянуть вдоль тела. Если есть нарушения осанки, то голова должна быть повернута в сторону, противоположную от искривления.
Правильная техника включает в себя следующие этапы:
- Поглаживание от нижней части грудного отдела до подмышечной области, затем осуществляется переход к шее, надплечьям и суставам.
- Область спины массируется двумя руками.
- Происходит продольное растирание. Делается это подушечками пальцев по позвоночнику к предплечьям. Длится воздействие около 30 секунд, потом опять выполняются поглаживание. Если движение проводятся правильно, то кожа будет смещаться, из-за темпа.
- Растирание проводится ребрами ладоней и одновременно подушечками пальцев. Время такого воздействия – 20 секунд.
- Спиралевидные движения пальцами от грудного отдела и по ходу расположения пучков трапециевидной мышцы.
- Спиралевидное разминание в районе околопозвоночных мышц спины. Обязательно воздействовать на мышцы межлопаточной области – это имеет огромное значение особенно для детей школьного возраста. Но при этом необходимо быть очень аккуратным, поскольку это уязвимое место.
- Следующий шаг – 30 секунд разминка предплечий.
- Потряхивание с небольшой амплитудой и возможно поколачиванием.
- Финальное поглаживание.
Если мама сама решила делать такой массаж ребенку в домашних условиях, то необходимо изучить литературу и посмотреть обучающие видео.
Особенности процедуры
Процедура массажа детям проводится в спокойной, доброжелательной обстановке и длится не больше получаса. Для достижения положительного результата понадобится 20 процедур. Спустя несколько месяцев массаж можно повторить, чтобы закрепить необходимый результат.
Детский массаж это особенная процедура, которая требует специального подхода:
- Детям до года делать массаж можно только с 7 недельного возраста;
- В возрасте младше месяца допускается только поглаживание;
- Разминка и вибрация допускается только после 2-х летнего возраста.
Чтобы получить ожидаемый эффект от массажа, нужно обратиться к мануальному терапевту. Этот специалист с высокой квалификацией, сможет эффективно провести процедуру и выправить ребенку осанку, а также убрать симптомы хронической усталости.
Противопоказания
Массаж воротниковой зоны имеет ряд противопоказаний:
- Травмы в области шеи, открытые раны;
- Бактериальные и инфекционные заболевания;
- Новообразования 4 стадии и выше;
- Воспалительные процессы в области шеи и спины.
При наличии противопоказаний делать массаж запрещено, поскольку это может негативно сказаться на здоровье ребенка и принести больше вреда, чем пользы.
Массаж шейно-воротниковой зоны как средство устранения задержки речевого развития (ЗРР)
Речь – это средство интеллектуального развития человека, его успешной адаптации и социализации, поэтому важнейшим аспектом психического развития детей является их речевая деятельность [6, с. 78].
На сегодняшний день одной из основных проблем в области логопедии и дефектологии является задержка речевого развития (ЗРР). Согласно статистике, задержкой речевого развития страдает каждый пятый ребёнок. Задержка речи у ребёнка очень настораживает родителей и, если вовремя не принять меры по её устранению, она может перерасти в огромную проблему.
ЗРР представляет собой более позднее в сравнении с соответствующей возрастной нормой овладение устными речевыми умениями детьми младше трёхлетнего возраста.
Это состояние характеризуется качественным и количественным нарушением развития словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребёнка фразы к двухлетнему возрасту и связной речи к трёхлетнему возрасту [4, с. 42].
Как утверждают многие отечественные психологи и педагоги, речь является неотъемлемым звеном в процессе социализации ребёнка в современном обществе.
Кроме того, опираясь на литературные источники, с уверенностью можно сказать, что речевая деятельность – это искусный, тонкий психологический процесс, формирование которого происходит в первые годы жизни ребёнка.
Соответственно, процесс овладения речью в ходе онтогенеза обладает специфическими и индивидуальными характеристиками и зависит от множества факторов, к которым можно отнести:
- а) пол ребёнка (у мальчиков данный недуг встречается в 4 раза чаще, чем у девочек;
- б) социальная среда;
- в) внутрисемейные взаимоотношения;
- г) физическое и психическое развитие;
д) функционирование нервной системы и т. д.
Теперь подробно рассмотрим возможные причины, приводящие к ЗРР. Их можно распределить на две большие группы: причины биологического и причины социального характера. Прочный фундамент, который более сложно поддаётся коррекции, таят в себе биологические причины. Они имеют органическую основу.
Сюда специалисты относят пренатальное поражение головного мозга ребёнка: минимальная мозговая дисфункция, гипоксия плода, инфекционные заболевания. Кроме того, в анамнезе таких детей наиболее часто встречаются такие нарушения, как: асфиксия, родовые травмы, недоношенность или переношенность, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, частые заболевания.
Также необходимо учитывать функционирование слухового анализатора ребёнка: если у ребёнка имеются нарушения слуха, то и развитие речевой функции будет задержано, и она будет претерпевать ряд изменений.
Немаловажным фактором служит и генетическая предрасположенность к нарушениям речи: если родитель заговорил в достаточно позднем возрасте, то велика вероятность, что данный недуг передался и ребёнку [3, с. 100].
Социальные причины имеют иной фундамент и более легко поддаются коррекционному вмешательству. Социальные и педагогические предпосылки кроются в неблагоприятной окружающей среде внутри семьи, которая, как правило, приводит к дефициту речевого общения.
К причинам социального характера можно отнести педагогическую запущенность, гипо- или гиперопеку, «синдром госпитализма» по причине частых болезней ребёнка, переездов или по причине нахождения в неблагополучной семье; присутствие двуязычия в семье, неблагоприятной речевой среды и стрессов [5].
Нельзя оставить без внимания и тот факт, что огромное воздействие на развитие речи в раннем возрасте оказывают как недостаток речевого общения, так и слишком информированная окружающая среда.
Здесь ребёнок, как правило, сталкивается с избытком информации, которая не интересна ему и не соответствует возрасту. Итогом такой ситуации становится отказ ребёнка слушать речь, вникать в сказанное; малыш отказывается осмысливать и осознавать значение слов и фраз.
В дальнейшем ребёнок начинает пользоваться в речи шаблонными фразами, которые не имеют отношения к возникшей ситуации.
Также следует отметить, что процесс речевого развития напрямую зависит от развития мелкой моторики ребёнка.
Именно по этой причине с самого рождения ребёнка окружающие его люди должны принимать меры, которые позволят развить это необходимое умение и обеспечить дальнейшее развитие речевой функции и, как следствие, его успешную учёбу и социализацию.
К таким мерам можно отнести массаж пальцев и ладоней младенца, приобретение игрушек и погремушек с шершавой и неоднородной поверхностью и деталями; в дальнейшем игрушки со шнуровкой, Су-Джок шарики, кольца и т.д.
Задержка речевого развития не может изначально протекать бессимптомно. На различных стадиях речевого развития у таких детей проявляются характерные признаки, которые указывают на нарушенное развитие.
Например, в течении доречевого периода у ребёнка может наблюдаться малая активность гуления, лепета, беззвучность речи, вокализации однотипного характера. Самой яркой причиной выступает отсутствие на звуки речи, игрушек у ребёнка в возрасте 1 года. Эта причина должна всерьёз насторожить родителей.
Позднее ЗРР может проявляться в неактивных попытках повторения слов окружающих людей ребёнком в возрасте 1,5 лет, невозможность выполнить простую словесную инструкцию, воспринимаемую на слух, отсутствие самостоятельных слов в активном словаре; использование неречевых средств коммуникативного общения.
В итоге, к трём годам у ребёнка может возникнуть полное отсутствие самостоятельной, ситуативной речи. Его речевые возможности будут ограничиваться лишь употреблением в речи заученных слов, фраз [2, с. 151].
Устранение задержки речевого развития – очень трудоёмкий, комплексный, длительный процесс, требующий внимания специалистов педагогического, психологического, дефектологического и медицинского направлений.
Ребёнку назначается педиатром полное медицинское обследование, которое включает в себя следующие процедуры: ЭКГ, ЭЭГ, МРТ. Далее обследование проводят отоларинголог и невролог.
С ребёнком практически ежедневно будут проводить коррекционную работу детский психиатр, психолог, логопед и дефектолог.
Родителям необходимо понять, что исключительно логопедической помощи в устранении ЗРР у ребёнка будет недостаточно. Необходим приём медикаментозных средств, осуществление различных физиотерапевтических процедур.
Но терапия с применением лекарственных препаратов будет приносить мало результатов, если родители откажутся от вспомогательного педагогического влияния со стороны дефектолога и психолога.
Также близким родственникам необходимо освоить логопедический массаж и специальные упражнения, которые помогут гораздо быстрее и продуктивнее справиться с недугом своего ребёнка.
Безусловно, каждый специалист в процессе обследования, лечения и коррекционной работы использует свои средства и методики, которые исключительно в положительном направлении влияют на психическое, физическое и речевое состояние ребёнка.
В первую очередь, специалистом с родителями обговаривается необходимость создания благоприятной и комфортной речевой среды, в которой необходима демонстрация правильной речи, которая должна служить «толчком» в стимулировании речевой деятельности ребёнка.
Далее речь ребёнка корригируется на логопедических занятиях.
Логопед в своей работе с детьми с ЗРР может применять различные методики: игровые технологии, работу со стихотворениями, мнемотехнику, пескотерапию, моделирование, метод проектной деятельности, массаж.
Массажные методики в данном случае делятся на две категории: логопедический массаж (массаж лица, языка, щёк) и массаж воротниковой зоны. Подробнее хотелось бы остановиться на работе с воротниковой зоной.
Трудно переоценить важность и необходимость такого коррекционного средства при ЗРР, как массаж шейно – воротниковой зоны.
Многие специалисты медицинского профиля изучали зависимость речи и состояние шейного отдела ребёнка: очень часто встречались застойные явления из-за постоянного напряжения воротниковой зоны (неправильно положение туловища во время сна, родовые травмы, долгое нахождение в сидячем положении и т.д.).
К сожалению, на сегодняшний день этому средству коррекции речевых патологий отводится мало внимания. Именно по этой причине ниже мы раскроем необходимость внедрения в логопедию этой методики.
Согласно медицинским источникам, массажные методики шейно-воротникового отдела могут привести в нормальное функционирование не только речевые умения ребёнка, но и функционирование его нервной системы в целом. Самым уязвимым местом в рассматриваемом нами сегменте тела является первый позвонок Атлант, который локализуется в самом основании шеи.
Статистика нарушения строения этого позвонка шокирует – более чем у 90% людей он смещён. Причиной тому служат неправильные роды, так как при родах малыш подвергается очень сильной механической нагрузке. Ситуация усугубляется, если роды проходят неестественным путём, а при помощи акушерских приборов.
Итогом такой ситуации является смещение этого жизненно важного сегмента позвоночника.
Необходимо учитывать, что даже минимальное повреждение шейного позвонка Атлант чаще всего приводит к его смещению. Результатом данного повреждения становится нарушение, снижение мозгового кровотока из-за сужения или пережатия артерий каналов позвоночника.
Так как кровообращение во всём организме нарушается, его жизнедеятельность начинает заметно страдать.
Это проявляется в проблемах с ОДА, понижении умственных способностей и осознанности, болезни органов и систем, мигренях, головокружениях, эпилепсии, нарушении функционирования речевых зон (возможен отказ от речи, непонимание сказанного), ЗПР и ЗРР; в тяжёлых случаях это проявляется в умственной отсталости, нарушениях темпа роста и физического развития. При смещении Атланта изначально уже существуют предпосылки в организме, приводящие к возникновению радикулита, остеохондроза шейного отдела, зажатия нервных отростков и заболеваниям, связанным с деформированием позвоночника человека. Естественно, что при таком раскладе ребёнок будет развиваться неполноценно. Помимо вышесказанного, неправильно расположенный шейный позвонок оказывает значительное давление на спинной мозг. Сигналы организма доходят до нервной системы с опозданием, что снижает способность мозга к обработке инфорации, влияет на время и правильность, адекватность реакции.
Так как смещенный Атлант пережимает кровеносные артерии, питающие головной мозг, ребёнок заметно начинает отставать в развитии, у него снижается интерес к речи, внимание, ясность ума, осознанность и память.
Ребёнок не желает вникать в речь окружающих людей, не может выполнить элементарные инструкции; у него не формируются или заметно отстают звуки раннего онтогенеза и другие компоненты речи, развивающиеся позднее: словарь, грамматика, фразовая и связная речь.
Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что логопед в работе с ребёнком, имеющим ЗРР, должен использовать не только методики, развивающие речевые умения, но и массажную технику шейно-воротникового отдела, необходимую для восстановления нормальной физиологической базы детского организма. Массаж воротниковой зоны у детей способствует увеличению притока крови к мозгу (в частности лучше снабжается кровью речевая зона), питательных веществ и кислорода. Далее подробно рассмотрим методику массажа при ЗРР.
Чтобы использовать в логопедической практике массажную технику шейного отдела, специалисту необходимо пройти медицинские курсы, получить основные, базовые медицинские знания анатомии и физиологии детского организма, чтобы не навредить ребёнку ещё больше. В методике использования массажа первый и самый важный шаг – расположить к себе ребёнка.
Процедура должна проводиться в непринуждённой обстановке, даже если логопед работает в медицинском кабинете. Комната должна быть оборудована игрушками, кушеткой, табуреткой либо небольшим креслом для проведения процедуры массажа.
В обстановке комнаты ни в коем случае не должно встречаться предметов, которые могут напугать ребёнка или вызвать у него негативную реакция – шприцы, клизмы, градусники – всё это необходимо убрать с глаз. В ходе выполнения массажа на заднем фоне можно включить расслабляющую классическую музыку либо весёлые детские песенки.
Перед процедурой необходимо поинтересоваться у ребёнка, как он себя чувствует, как у него прошёл день, болит ли у него что-нибудь и т. д. Главная цель – максимальное расслабление ребёнка [1, с. 52].
Если ребёнок посещает логопедические занятия у специалиста (логопеда, логопеда-дефектолога), который делает ему массаж, то занятие можно построить следующим образом: речевая разминка, знакомство с темой занятия, побуждение ребёнка к говорению с помощью различных методик и игровых упражнений и, как только ребёнок ощутит усталость, необходимо прекратить занятие и сделать ему массаж по требованиям, изложенным ниже. Во время выполнения массажной техники необходимо общаться с ребёнком, повторять пройденный материал.
Во время массажа движения выполняются сверху вниз, при этом необходимо избегать область позвоночного столба. Массаж начинают с легкого поглаживания, давление постепенно увеличивается, движения переходят в «растирание» и «выжимание». После «выжимания» переходят к растиранию.
Его выполняют тремя пальцами: указательным, средним и большим; разминают, как правило, трапециевидную мышцу. Завершается массаж растиранием и разминанием по верхней части спины и по плечевым суставам. Продолжительность одного сеанса массажа составляет на начальных этапах 15 минут, позднее – до 25 минут.
Следует отметить, что при наличии табурета в массажном кабинете или комнате, необходимо приобрести высокий стол. В таком случае, массаж будет выполняться следующим образом: табурет необходимо поставить перед высоким столом.
На стол кладётся мягкая, удобная подушка (желательно яркая, детская), на которую опускается голова ребёнка [1, с.43].
Так как массаж выполняется логопедом, специалисту ни в коем случае нельзя молчать во время процесса: любое движение сопровождается речью в спокойном, нежном тоне (тем самым мы провоцируем ребёнка с ЗРР на говорение).
Необходимо учитывать тот факт, что при выполнении массажной техники ребёнок может испытывать болевые ощущения. В таком случае необходимо уменьшить силу давления и постараться максимально расслабить напряжённую мышцу.
Вообще, детский массаж имеет ряд специфических особенностей и требует повышенного внимания со стороны специалиста и особого оснащения рабочего кабинета.
Кроме того, для каждой возрастной группы детей в медицине существуют определённые требования, предъявляемые к специалисту: например, детям до годовалого возраста можно выполнять массаж исключительно после достижения ими семи недель. Для таких пациентов разрешается только поглаживание воротниковой зоны.
После достижения ребёнком 6 месяцев допускается применение приёма растирания шейно-воротниковой зоны. Трапециевидные мышцы необходимо массажировать сверху вниз и ни в коем случае не допускать давления на позвоночник, так как кости и мышцы ребёнка ещё не окрепли и вместо пользы можно нанести необратимый урон.
Необходимо отметить, что при правильном выполнении массажной техники, можно уже после первого посещения массажного кабинета убедиться в положительном эффекте массажа шейно-воротниковой зоны. Если ребёнок был гиперактивным, неусидчивым, то после процедуры ребёнок становится более расположенным к занятиям, может дольше слушать, выполнять задания и словесные инструкции.
Самочувствие ребёнка заметно улучшается, исчезают головные боли и головокружение. В некоторых случаях после посещения пяти процедур ребёнок начинал проявлять речевые функции, желание общаться с окружающими, объяснять свои желания при помощи слов, фраз.
При дальнейшем выполнении такой терапии у ребёнка снижается вероятность появления вторичных нарушений в структуре речевого дефекта, сколиоза и проблем с осанкой.
Таким образом, можно сделать вывод, что массаж шейно-воротниковой зоны очень полезен детям, имеющим задержку речевого развития.
Воротниковая зона, к которой относят шею, надплечья, область затылка, — это одна из рефлексогенных зон человеческого организма, богатая кровеносными артериями, которые снабжают головной мозг кровью, необходимыми микроэлементами и кислородом.
В случае постановки ребёнку такого диагноза, как ЗРР, следует обратиться к врачу, который назначит данную процедуру.
Уже после нескольких сеансов массажа кровоснабжение головного мозга ребёнка, имеющего ЗРР, заметно улучшается и логопедические занятия в комплексе с массажной техникой шейно-воротникового отдела дают великолепные результаты. Вскоре речевые способности ребёнка будут соответствовать норме развития в его возрастной категории [7, с. 41].
Задержка развития речи и массаж: можно ли и как делать самостоятельно — советы, техники, отзывы
Вообще все виды массажа можно разделить на несколько категорий.
Какой нужно делать массаж ребенку при ЗЗР:
- Логопедический
- Ладошек и рук
- Лица. Это лоб, щеки, рот и подбородок
- Воротниковой зоны
На приеме
Кем проводится логопедический массаж при ЗЗР?
Все процедуры отличаются способами выполнения, и зонами воздействия. Что касается логопедического массажа, то его основная задача — развитие артикуляционных мышц, улучшение состояния нервов.
Таким образом производится массаж исключительно в области ротовой полости, языка. Его часто назначают детям, в возрасте 4-5 лет, при диагностике ЗРР.
Обычно комбинируется с другими видами массажа и артикуляционной гимнастики.
Кем проводится логопедический массаж при ЗЗР:
- Для того чтобы проводить речевой массаж, необходимо использовать зонд или пальцы. Обычно проводится логопедом или родителями. Обратите внимание, что должны быть подстриженные ногти, на руках не должно быть украшений.
- Чаще всего проводится такая манипуляция в перчатках. Стоит отметить, что любой массаж при ЗРР назначается исключительно неврологом. После обследования ребенка, доктор может выписать направление к логопеду.
У доктора
Как проводится массаж ладошек для развития речи малыша?
Довольно эффективно справляется с ЗРР массаж ладошек. Обычно его проводят самостоятельно родители, или дети. Разделить его можно на активный и пассивный.
Пассивный выполняется родителями или доктором, в результате массажа прорабатываются участки на ладонях и пальцах детей. Массируется как наружная, так и внутренняя часть ладони, а также область до локтя. Достаточно всего 15 минут, чтобы размять эти зоны.
Для того чтобы ребенок спокойно воспринимал выполнение массажа, его осуществляют в игровой форме, дополняя стихами и потешками.
Пока ребенок маленький, родители самостоятельно выполняют этот массаж. Как только малыш освоит технику осуществления подобного массажа, он может делать его самостоятельно.
Массаж ладошек для развития речи малыша:
- Необходимо гладить руки ребенка с наружной и внутренней стороны. Для этого прикосновения должны быть очень легкими, и как бы щекотливыми. Родители щекочут ладонь ребенка.
- Сорока-белобока. Это всем известная потешка, в ходе которой пальцем выполняются спиралевидные движения в области внутренней стороны ладони.
- Метель. Необходимо кисти рук поглаживать зигзагообразно. При этом рассказывать стихотворение про метель.
- Улитка. Во время проведения этого упражнение ладони не просто поглаживает, а тщательно массируют, пощипывают.
Активные точки
Как проводится массаж лица при ЗРР?
При осуществлении процедуры доктор воздействует на лоб, щеки, подбородок ребенка. Обычно в этой области осуществляются поглаживания, вибрация, растирания и даже постукивания.
Как проводится массаж лица при ЗРР:
- Для того чтобы выполнить массаж лба, необходимо проводить его по массажным линиям. Для этого необходимо кончиками пальцев, очень легким прикосновением, двигаться двумя ладонями от середины лба к височной части. Упражнение выполняется сразу двумя руками. Далее, необходимо массировать лоб от бровей до верхней части лба. Получаются зигзагообразные движения.
- При выполнении массажа щек, необходимо растирать вдоль линий, от уголков губ к вискам. Как и в первом случае, необходимо осуществлять движения сразу двумя руками. Далее, необходимо выполнять поглаживающие движения от виска, затрагивая область скул, и по направлению к нижней челюсти, спускаясь к области ключицы.
- Растирают верхнюю губу от средины, к уголкам рта. Движения должны быть круговыми, или зигзагообразными. Проводят точно такие же упражнения с нижней губой.
- Часто выполняют массаж подбородка, осуществляя круговые движения по спирали, по направлению от подбородка к уголкам рта.
Довольный ребенок
Как проводится массаж воротниковой зоны при ЗРР?
При ЗРР довольно эффективным является массаж шеи, лопаток, ключиц. Он назначает не только для стимуляции, но и общего улучшения состояния организма.
Дело в том, что частой причиной ЗРР, является родовая травма, а также зажатие нерва в области шеи. Это позволяет улучшить кровообращение в области головного мозга, тем самым стимулировать развитие речевого аппарата.
В ходе массажа все мышцы, а также мозг насыщаются кислородом. Это происходит из-за стимуляции зоны, отвечающей за речь.
Как проводится массаж воротниковой зоны при ЗРР:
- Обычно сеанс массажа не очень длительный, всего 20 минут. Обратите внимание, что он выполняется без боли и сильного надавливания. Состоит примерно из 20 сеансов. Рекомендует повторять через 2 месяца. При выполнении массажа, ребенка выкладывают на живот, руки при этом находятся вдоль туловища. Начинается массаж с легких поглаживаний, движений сверху вниз, в области шеи.
- После этого можно усилить нажим, и выполнять растирающее движения в этой зоне, но уже тремя фалангами пальцев. После этого проводится массаж мышцы, которая находится между шеей и плечами. Необходимо прорабатывать не только шею, но и верхнюю часть спины.
Массаж шейно-воротниковой зоны и точечный массаж в логопедии
Шейный отдел позвоночника — наиболее уязвимый отдел. Позвонки имеют меньшую массу, прочность, мышечно – связочный аппарат не так крепок как, к примеру, в грудном или поясничном отделе.
Есть в нем и своя особенность: через шейные позвонки проходят сосуды, кровоснабжающие головной мозг.
Нарушение кровообращения в голове приводит к снижению зрения, слуха, частым головным болям, вплоть до мигрени, вегето-сосудистым нарушениям, нарушениям цикла сна и бодрствования, речевым нарушениям и прочее.
Именно поэтому широкое распространение получил массаж шейно-воротниковой зоны.
Польза от массажа воротниковой зоны неоценима, ведь эффекты включают в себя, помимо улучшения микроциркуляции тканей, укрепления мышечного корсета шеи, снятия мышечного спазма, мощное рефлекторное влияние.
Оно заключается в развитии сосудистой реакции (как расслабление, так и спазм сосудов), седативном или тонизирующем эффекте, регуляции работы внутренних органов.
При помощи данной процедуры можно нормализовать артериальное давление, справиться с некоторыми причинами нарушений сна, да и просто улучшить настроение пациента.
- Назначается такой массаж в случаях, когда диагностированы следующие врожденные или приобретенные отклонения:
- — частичная потеря или незначительное нарушение голоса
- — разнообразные дефекты речи
- — гипертонус лицевых мышц
- — неконтролируемое слюноотделение
- — дизартрия, дцп, заикание
- — проблемы развития артикуляционных мышц и пр.
- Часть первая:
- Анатомо-физиологические особенности ШВЗ; краткое описание проблем данного отдела позвоночника. Показания и противопоказания к массажу ШВЗ
- Базовые приемы массажа, применяемые для работы на ШВЗ; Схема массажа ШВЗ при различных заболеваниях и нарушениях.
- Элементы мягких мануальных техник ( ПИРМ )
- Пассивные упражнения для улучшения подвижности мышц шеи и нормализации мышечного тонуса
- Точечный массаж на ШВЗ
- Часть вторая:
- Основные понятия точечного массажа: энергетические меридианы, БАТ, цунь и пр.
- Показания и противопоказания к точечному массажу и, в частности, в логопедии
- Способы нахождения точек на теле и корпоративные группы точек, применяемые в логопедической практике
- Тонизирующая, седативная и нейтральная работа с БАТ и показания к ним
- Схемы точечного массажа при различных речевых нарушениях. Комплексный подход к лечению
Наш фильм включает в себя: понятие и изучение основных приемов классического массажа, которые будут использоваться при массаже ШВЗ. Так же мы научимся восстанавливать подвижность шейного отдела, благодаря дополнительным методикам массажа и гимнастики.
Овладеем навыками точечного массажа, который является уникальной техникой помощи людям с лечебной, оздоровительной, косметической целью, а также в случае экстренной доврачебной помощи.
И самое главное — освоим как данные виды массажа используются для детей и взрослых с различными видами речевых нарушений.
Стоимость: 3000 руб.
Если Вам нужны документы о повышении квалификации, Вы можете приобрести наш дистанционный курс
Пожалуйста, имейте ввиду, что на каждую копию фильма установлена защита от копирования, каждый фильм имеет индивидуальный серийный номер и воспользоваться просмотром Вы сможете только на своем компьютере или ноутбуке. На мобильных устройствах наши видеокурсы работать не будут.