Размер шрифта
A
A
A
Цветовая схема
А
А
А
Картинки
Показывать
Выключить
Вернуться на обычную версию

Аддикции -что это такое?

new_logo_7.png

Все чаще в наших средствах массовой информации встречаются термины: аддиктивные товары, блага, поведение.

Что же это такое?

В психологии, социологии, наркологии, употребляется термин аддиктивное поведение. Аддиктивность — способность вызывать и развивать зависимость; повышенный риск физиологических нарушений; но возможность исключения из потребления без последствий для организма; изменение психоэмоционального фона принятия решений, формирование мотивации к уходу от реальности.

Очевидно, что любой товар в той или иной степени обладает аддиктивностью. Соответственно, аддикт – человек, пристрастный к определенным веществам, употребление которых вызывает удовлетворение как в физическом плане, так и в эмоциональном. Им претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью.

Не умея достигать гармонии с миром естественным образом, люди прибегают к психотропным средствам – аддиктивным товарам (табачные изделия, алкоголь, энергетические напитки, наркотики, психотропные лекарственные средства), которые способны приводить человека в состояние эйфории и пребывания как бы вне времени и пространства. Они не требуют больших усилий от человека, возникают спонтанно. Потребность в аддиктивных товарах прямо не входит в число естественных жизненных потребностей, как, например, необходимость в кислороде или пище, без которых человек существовать не может. Однако, сформировавшаяся привычка, например, к алкоголю, оказывает влияние и на последующие поколения, порождая предрасположенность к нему.

Аддикции могут быть приемлемыми и не приемлемыми, опасными и неопасными. Например, социально приемлемыми аддикциями считаются спортивная аддикция, аддикция личных отношений, религиозная аддикция. Интернет-зависимость, зависимость от мобильных телефонов и других гаджетов уже приобретает характер социально неприемлемой и опасной для здоровья детей и подростков.

Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силу, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, отдыхать, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствия, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям.

Группа аддиктивных товаров пополнилась цифровыми средствами – компьютеры, телефоны, планшеты, кансоли — позволяющими время, предназначенное для физически активного отдыха, использовать на абсолютно противоположное.

Рекламная индустрия цифрового маркетинга алкоголя, табака и нездоровых пищевых продуктов пытается и, очень даже успешно, сделать детей и подростков мишенью своих маркетинговых приемов, воздействуя на них через социальные сети и трудно поддающиеся контролю мобильные устройства. А дети все больше времени проводят в интернете и социальных сетях. ВОЗ призывает правительства всех стран в кратчайшие сроки создать и начать применять инструменты для мониторинга цифрового воздействия.

Что же происходит с мозгом ребенка и подростка, злоупотребляющих гаджетами?

Происходит перевозбуждение подкорковых структур головного мозга, следствием чего является нарушение баланса в деятельности вегетативной нервной системы, в частности, превалирование симпатической нервной системы над парасимпатической, обеспечивающей ночной отдых организма. Именно на этом этапе начинается формирование вегетативных дисфункций: так называемый синдром гиперактивности и дефицита внимания, вегето-сосудистая дистония с ее многочисленными и разнообразными клиническими проявлениями. Вовлечение в патологический процесс эпифиза , отвечающего за выработку гормона сна – мелатонина, влечет нарушение сна. Именно ночью, а особенно интенсивно в период «золотых часов сна», происходит переработка мозгом полученной накануне днем информации. Максимум его эффективной выработки приходится на 22-00 – 01-00. Эти дети засиживаются далеко за полночь – отсюда и возникает дефицит сна, его неполноценность. Нельзя не принимать во внимание и вовлечение психической сферы. Там еще более серьезные изменения.

Во всей совокупности — и позитивных, и негативных потребностей человека, их влияния на человека и общество, доминирующую роль все же играет рост «качества» потребностей, их влияние на позитивное развитие личности, на общественно полезное поведение человека. В данном аспекте все более возрастающую роль играют взрослые члены семьи, школа, которые обязаны направить развивающийся интеллект, потребности ребенка в разумное русло охраны его здоровья.

 ВОЗ и ЮНЕСКО начинают новую инициативу «Сделаем каждую школу – здоровой школой» путем разработки и продвижения Глобальных стандартов для здоровых школ. Предполагается, что эта инициатива охватит более 2,3 млрд. детей школьного возраста в мире и будет способствовать реализации Тринадцатой Общей программы ВОЗ, целью которой является сделать 1 млрд. жизней более здоровыми к 2023 году.

В современном мире расход энергии за счет физической активности сведен к минимуму, а в повседневной жизни подростков превалирует сидячий образ жизни, в котором молодые люди проводят около 60% времени бодрствования. Таким образом, очевидно, что малоподвижные формы поведения (помимо сна) приобретают среди детей и подростков наибольшую распространенность. А с началом полового созревания, в период с 11 до 13 лет, наблюдается наиболее резкий переход к малоподвижному образу жизни. Научные данные демонстрируют, что недостаток физической активности является ведущим фактором риска нарушений здоровья, выходя далеко за рамки вопросов, связанных с контролем веса, и влияя как на физическое, так и на психическое благополучие. За последние несколько лет стимулирование физической активности все в большей степени признается в Европе в качестве приоритета общественного здравоохранения, и поэтому многие разрабатывают стратегии и вмешательства в этой области. Для поддержки усилий государств-членов Европейское региональное бюро ВОЗ разработало рекомендации по повышению привлекательности физической активности для молодежи. Они должны стать ресурсом для лиц, пропагандирующих важность физической активности, упор в них делается на поддерживающую городскую среду и условия, где дети и молодые люди живут, учатся и играют.

По информации оф. сайта ВОЦМП